По материалам Первой международной интердисциплинарной научной конференции «Поэтический фактор в культуре. Синкретические тенденции и инновации» (Международный университет в Москве, 17-18 апреля 2013).
DSC01326_1

Власть мудрости и возможность одухотворённой власти; творческие личности и художественные практики в политике; художественные, научные и иные новые концепции природы человека и его места в мире; литературно-художественные образы территорий, ландшафтов и мест, географический миф; рефлексия путешественника; будущее путешествия как антропологического феномена; культурные и личностные смыслы, связанные с образами животных и фантастических существ; эксперименты по совмещению несовместимых образов и понятий – таково проблемное поле Первой международной интердисциплинарной научной конференции «Поэтический фактор в культуре. Синкретические тенденции и инновации». Проект осуществлён в рамках программы Всемирного Дня Поэзии ЮНЕСКО.

Организаторы конференции – проректор Международного университета в Москве, завкафедрой политософии и философских наук, Геннадий Бурбулис и писатель, биолог, куратор международных культурных и исследовательских проектов Игорь Сид – поставили задачу создания постоянно действующего исследовательского Центра инноваций в культуре, и формирования вокруг него интеллектуального сообщества, в сферу интересов которого входит (по меткому определению одного из участников конференции, культуролога и философа Вадима Розина) закономерный пересмотр демаркационных линий гуманитарных дисциплин, расширение семантического поля современного знания, высвобождение процесса творческого поиска благодаря смене опустошенных смысловых шаблонов.

Концепция политософии – «политической мудрости», автором которого стал философ и политик Геннадий Бурбулис, позволяет сформировать своеобычный взгляд на природу власти и ее фундаментальную роль, «предполагает рефлексию над сложившейся в разных научных дисциплинах многоуровневой и разноформатной практикой трактовки феномена власти, осуществляемой с различными исходными интересами и задачами, в различных исторических и социокультурных контекстах». При таком подходе удается сохранить «антропологическое основание во взаимодействии личности, общества и государства», позволить юридически учитывать всю полноту феномена власти. Данная тема была отражена в докладе Бурбулиса «Политософия как меритократия ХХI века: стратегии, ценности, консенсусные практики», где рассматривалась возможность интерпретации и адаптации понятия меритократии в контексте современных отечественных политических практик.

В докладе поэта, прозаика, эссеиста, доктора физико-математических наук Владимира Аристова «Respoeta («Там жили поэты…», – о республиках поэтов)» была рассмотрена противоречивая и драматичная история утопической «Республики Красоты» Габриэле Д’Аннунцио – просуществовавшей полтора года поэтической республики, вошедшей в конфликт с окружащим миром. Был прослежен неизбежный конфликт между обычными общественно-государственными образованиями, и различными утопическими конструкциями – книжными и воплощёнными в реальностии, такими как «Республика Красоты» Д’Аннунцио, блоковский «пустынный квартал», «гетто поэтов» М. Цветаевой.
Понятие «поэтический» в контексте конференции тяготело к своему изначальному и более широкому значению, связанному с греческим прилагательным poietikos – «производительный, творческий».

Интересную трактовку получила оппозиция «поэт и царь», раскрытая как архаическое противостояние «жрец и вождь», в заочном докладе о драматическом жизненном сюжете классика украинской поэзии Тараса Шевченко «Поэт архаики» писателя, критика, культуролога, доктора физико-математических наук Юрия Нечипоренко.

Еще один аспект взаимодействия поэтического и политического рассматривался в работе кандидата исторических наук, заслуженного учителя Российской Федерации, директора центра образования «Измайлово» Александра Рывкина «Размышления Е.Ф. Сабурова о политике и поэзии». Совмещение субъекта и объекта рефлексии в единой деятельной личности проливает свет на актуальное соотношение сущности и проявлений поэзии, политики, власти. Эссеистика Евгения Сабурова, представленная в книге «Власть отвратительна», позволяет увидеть неожиданное сходство между механизмами творческой работы политиков и стихотворцев.

Плодотворным оказался принцип соединения кажущихся разнородными направлений работы конференции: «Политософия и поэтократия», «Авторская антропология», «Геопоэтика и смыслы путешествий», «Зоософия и кентавристика». Эти парадоксальные сочетания позволяют увидеть новые смысловые аспекты и взаимовлияния в сфере гуманитарных и естественных наук. «Расширение сферы антропологического знания за счет областей синкретических, синтетических, пограничных, — в том числе между дисциплинами гуманитарными и естественными, между наукой и искусством, социальными и духовными практиками… поиск неожиданных ракурсов, наблюдений и идей – о человеке, о культуре, о мифологии, о цивилизации» организаторы конференции условно обозначили как попытку создания «новой антропологии».

Ряд докладов секции «Авторская антропология» свидетельствовали о перспективности подключения к антропологическим изысканиям авторов из чисто художественной сферы. Среди участников этой секции, соответственно, процент писателей был максимальным, назовём такие известные имена, как Владимир Шаров, Андрей Бычков, Игорь Лёвшин, Павел Митюшёв, Владимир Тучков. Особо хотелось бы отметить новаторский доклад аспиранта ГИТР, преподавателя факультета журналистики Московской академии образования Михаила Бойко «Алгософия – сигнатура ХХI века: выход из цивилизационного кризиса».

Давно назревшее снятие интеллектуальных запретов и ограничений дает импульс новому и нестандартному осмыслению культурной динамики. Обращение к художественному авангарду как феномену культуры, к его интенциям и созидательному потенциалу было предпринято в докладе доктора философии, литературоведа, поэта и прозаика В.Л.Рабиновича «Без пяти минут Вечность, или Пролегомены к бессмертию». Рассмотрение культурно-поэтических тенденций начала ХХ и начала ХХI века высветило нечто общее в таких культурных проектах как экспериментальное книгоделание Хлебникова-Кручёных и современные коммуникативные системы в Интернете. Обнажение слома привычных рамок адресации и передачи сообщения, сопоставление смысловых групп «я-мы» и «они-все» позволили сравнить «авангардную речь как воплощенную первоматерию» со словом в интернете, увидеть восстановленной сакральную сущность книги как «манускрипта техногенной природы». Обращённость к «творчеству из стихии внутренней речи», прослеженная в поле глобального гипертекста, проявляет звучание Вечности в повседневости и подталкивает к попытке возрождения «культуры индивидуальных миров».

Желание постичь алхимическое единство «двух небытий»: того, которое «до-начало», и которое «за конечной чертой», «ориентация на беспредметность: ломка линейности письма (кроссвордность), свободное движение букв, настройка глаза на слуховое – не орфографическое – восприятие письморечи», – если перевести значение филологических категорий в иную область культурного бытия, подобное смешение в поисках универсального останется очевидной тенденцией. Понятие авангардности как «нулевой степени культуры», выводимое из работы Рабиновича (в отличие от лиотаровского «коллажа» и эклектизма), возвращает к истокам и вечности, а заодно ностальгически перекликается с «Пролегоменами ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука», что несомненно актуально в свете замысла конференции.

Создание актуальной методологии передачи и трансляции гуманитарного знания нашло своё отражение в работе философа, доктора культурологии, писателя, члена Академии педагогических и социальных наук Вадима Розина «Научно-художественная рефлексия как одна из синкретических тенденций современной культуры (на материале авторского романа «Вторжение и гибель космогуалов»)». Роман-исследование, роман-проникновение в законы мышления и взаимодействия смыслов создан наподобие текстов Умберто Эко («Маятник Фуко») и Ирвина Ялома («Шопенгауэр как лекарство»). Нашествие неких космических сущностей – космогуалов – согласно традициям фантастического жанра, оборачивается для человечества проблемой несвободы: космогуалы питаются психоэмоциональной энергией людей, порабощают, внедряя в сознание нужные им идеи, направляют ход истории… Герой романа почти так же, как космогуалы, ориентирован на человеческое мышление, предметом его изучения становится «формирование античного математического мышления… на основе знаменитых «Начал» Евклида, затем формирование и особенности естественнонаучного мышления на материале истории механики, затем, позднее, становление мышления в гуманитарных науках, и относительно недавно он обратился к изучению юридического мышления».

Интересно промежуточное положение романа, где подлинная личность оказывается «слугой мышления», «организмом мысли». Главный герой, раскрывая тайны мышления, вынуждает космогуалов самоликвидироваться, после того как они обнаруживают, что сами придуманы автором книги… Таким образом, некогда умерщвленный Роланом Бартом «автор» пытается ожить с новой силой и с неожиданной стороны. Научно-художественная рефлексия в романе отсылает к картезианской рефлексии, как основному методологическому принципу философии.

В рамках конференции логическое продолжение получила теория Элвина Тоффлера о последовательной смене социально-экономических эпох мировой истории. В докладе писателя, биолога, куратора международных культурно-исследовательских проектов Игоря Сида «Четвертая волна» в истории цивилизации: Миф как ресурс» прозвучало обоснование возможности рассмотрения нынешнего этапа мировой истории как мифологического или мифопоэтического, где мифу придается статус гносеологического, эвристического и даже экономического ресурса. Представление о первых трех стадиях существования человечества – аграрной, индустриальной и постиндустриальной – основано на понятии основного экономического ресурса, соответственно: земля и средства производства; капитал; знание… По наблюдению автора, на каждом следующем этапе увеличивается степень абстрактности ресурса и меняется степень его субъективности: «от природных реалий внутрь сознания человека», что приводит и к «субъективизации механизмов его оценки». Подобное описание динамики изменений ресурса и позволяет квалифицировать современность как принципиально новый этап, выделяя «четвертую волну», «мифологическую фазу», где «главным ресурсом становится уже не адекватная информация о мире (как в рамках предыдущей третьей, постиндустриальной волны), а образы, бренды, имиджи, — то есть мифы о нем». В докладе рассмотрены также процессы, симптоматичные для данного периода – инфантилизация и возвращение к социальным первоосновам, «реактуализация архаичного магического мышления».

В качестве своеобразного манифеста конференции можно рассматривать заочный доклад философа, культуролога, литературоведа, заслуженного профессора теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта) Михаила Эпштейна «Антропоэйа: Творческое самоопределение человека». Поэзия преподносится как универсальный метод «пересоздания жизни и космоса». Новая реальность порождает новые подходы и новые именования: «Ныне то, что было метафорой, становится технической и биологической метаморфозой, сотворением новых видов жизни и разума. О могуществе этой сверхпоэзии, задающей смысл истории, можно судить по словарику новых видов творчества», в работе раскрываются новые понятия, поясняющие поэтическую деятельность вне сферы вербальной поэзии: «антропоэйя, биопоэйя, космопоэйя, социопоэйя, технопоэйя».

Конференция актуализировала некоторое количество новых или частично забытых понятий. Наряду с политософией, возникшей в 1990-х, направление учёного диалога формировалось такими терминами как геопоэтика, зоософия и кентавристика. Геопоэтика, сформулированная в качестве термина в 1980-х годах франко-шотландским поэтом и эссеистом Кеннетом Уайтом, основавшим «Международный институт геопоэтики», предстаёт и как «тень идеологии, изнанка геополитики», и как поле для осмысления поэтико-географических, пространственных аспектов. Проблемы геопоэтики рассматривались как представителями географических, этнографических наук, так и ведущими философами, культурологами, социологами в разделе конференции «Геопоэтика и смыслы путешествий».

Вопрос «Захотят ли наши потомки путешествовать по земле?» был поставлен доктором географических наук Борисом Родоманом. Стремление к комфорту и потреблению, доминирующее в современном туризме (как одной из основных форм преодоления пространства), неизбежно приводит к поиску новых критериев самоощущения в пространстве. В связи с рядом нивелирующих факторов современные туристические поездки теряют право называться путешествиями. Этому способствует и совершенствование дистанционных средств передачи и трансляции ландшафта, стандартизация быта и усреднение ландшафта, где все устроено по одинаковым принципам, перенос пространственных интересов в виртуальную область, падение престижности путешествия как средства самоутверждения личности.

Проблематика тотальной урбанизации культурного пространства, снятие разницы между социальной и культурной географией, формирование «критической культурной географии» на основе анализа практик повседневности рассмотрены в работе кандидата географических наук, старшего научного сотрудника Центра гуманитарных исследований пространства НИИ им. Д.С.Лихачева Ивана Митина «Геопоэтика как геополитика: критическая география бесконечного городского пространства».

Идея сохранения уникальных взаимоотношений человека и окружающей среды, взаимодействия личности и места, возможности осмысленного передвижения в пространстве была развита в заочном докладе географа, специалиста в области классиологии, путешественника Владимира Каганского «Незаменимый незаметный креативный ресурс: ландшафт». По словам Каганского, в сфере взаимовлияния гуманитарных и естественных наук давно назрел «пространственный поворот», поворот от «время-ориентированных» исследований к «место-ориентированным», а также «культурная реабилитация разнообразия, типологии, систематики, ландшафта», выход на передний план человеческого существования пространственных аспектов».

Философия пространства в ее поэтическом преломлении была представлена докладом социолога, переводчика, руководителя отдела социально-политических исследований «Левада-Центра» Бориса Дубина «Образ и место». Особый подход поиска «пред-основ» бытия, предсуществования, места и пути поэта в образном пресуществлении пространства, именовании как создании русла поэтического движения, раскрывался на материале творчества французских поэтов Бонфуа, Дюпена, Жакоте.

Путешествие, жизнь как текст и текст, который надо не только прочесть, но пережить, творческий потенциал пространств и пространственных категорий, проявление пространства в филологических формах и вопросы происхождения прозы во «внутренних» геопоэтических пространствах были затронуты в работе доктора филологических наук, профессора, зав. кафедрой теории литературы и художественной культуры Донецкого университета Александра Кораблева «Филология путешествия».

Заключительная панель конференции была очерчена двумя внутренне связанными понятиями – зоософия и кентавристика. Таким образом, была сделана попытка закрепить «капсульные» понятия в более широком культурном контексте, и как показали прения, вполне успешно. «Кентавр-понятие», введенное ученым, историком науки Даниилом Даниным (1914 – 2000), базируется на соотношении неопределенностей по Гейзенбергу, дюркгеймовском Homo Duplex и их преломлении в социокультурном контексте.

Дальнейшую детальную разработку область «кентавр-понтия» получила в работах Жана Тощенко. Воплощенная несовместимость разных, противоречивых начал, специфическая форма парадокса позволяет последовательно осуществлять поиск ответа на неоднозначные вопросы. Парадоксы личностного и общественного взаимодействия, такие производные «кентавр-понятия» как кентавр-явления, кентавр-образы, кентавр-идеи, кентавр-личности были рассмотрены на материале книги Тощенко «Кентавр-проблема» (М., 2011) в докладе доцента Центра социологических исследований РГГУ, кандидата социологических наук Романа Анисимова.

Семантический стык кентавристики с зоософией, каковую ввёл в научный обиход немецкий натурфилософ Лоренц Окен, нашел свое отражение в докладе Дэвида Вонсбро, писателя, художника, философа, приглашенного лектора МГУ «Кентавр как философская и психологическая реальность», и докладе «Семиотика кентавра» Евгения Штейнера, доктора искусствоведения, профессора НИУ-ВШЭ, профессора-исследователя при Центре изучения Японии Школы Востоковедения и африканистики Лондонского университета.

Доклад зоолога, заведующего сектором палеонтологии Государственного Дарвиновского музея Андрея Шаповалова «Восприятие прошлого: зарисовки к гуманитарной истории животных» раскрыл особенности гуманитарной интерпретации в области естественных наук и нюансы влияния антропоцентрической картины мира на воплощение представлений о животных.

Переосмысление жанра бестиария в современном ключе, поиск новых смыслов и создание новой реальности на основе обращения к архаическим образам, пристальное всматривание в окружающий мир и внутреннюю реальность, обнаружение новых взаимосвязей человека с образами животных, расширение границ географии зоо-образов от архаического мифа до представителей микромира и обитателей мирового океана было представлено работами доктора филологии, литературоведа Юрия Орлицкого «Бестиарии» и бестиарий Александра Кондратова» и писателя, кандидата культурологии Александра Люсого «Путем ехидны, или Микроутопические превращения от Татьяны Бонч-Осмоловской».

Стремление к универсальности, созданию новой системы гуманитарного знания породило множество креативных направлений, подобно тому, как Теория струн в физике, оставаясь гипотетической на подступах к созданию «единой теории», способствовала развитию топологии, алгебраической и дифференциальной геометрии. Разворот к архаике, фантастическим образам как проекциям современного человеческого сознания, непривычный ракурс рассмотрения социальных практик, подверженных влиянию виртуализированного сознания, разновекторная направленность в сфере гуманитарного изучения и столкновение несоединимых понятий способствует обнаружению неких «пробелов» в коллективном восприятии внутрикультурных связей и поиску новых закономерностей в области антропологических феноменов. Конференция продемонстировала незаурядный творческий потенциал в деле создания «новой антропологии».

На фото Александра Кораблёва: доклад философа, доктора культурологии Вадима Розина (в центре), слушают писатели Владимир Тучков и Владимир Шаров.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: